Периодичность проверок кассовой дисциплины

С какой периодичностью налоговые органы могут осуществлять проверки кассовой дисциплины в организациях?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1;
  • Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;
  • Положение Банка России "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" от 12 октября 2011 г. № 373-П;
  • Письмо Федеральной налоговой службы «О вступлении в силу нового порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794@;
  • Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н;
  • Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н;
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 12 сентября 2012 г.

    № АС-4-2/15195;
  • Определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.10.2012 N 33-14585/2012.
  • Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    С 01 января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение от 12.10.11 г. № 373-П). Данный порядок действует как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей. В письме ФНС России от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794@ указывает, что Положение от 12.10.11 г. № 373-П распространяется на физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, а также на юридических лиц ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (исключение среди которых составляет Центральный банк Российской Федерации). В соответствии с указанным письмом Федеральной налоговой службы России, а также положением от 12.10.11 г. № 373-П, функции по проведению проверки по соблюдению кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляет Федеральная налоговая служба России.

    Налоговые органы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ) выполняют контроль при использовании контрольно-кассовой техники.

    С 05 февраля 2012 г. также действует утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, согласно которому государственному контролю подвержены  организации и индивидуальные предприниматели, за исключением кредитных организаций, осуществляющие деятельность с использованием ККТ. При осуществлении указанного госконтроля проверяются условия и порядок применения и регистрации контрольно-кассовой техники.

    В соответствии с Федеральным Законом от 22 мая 2003 г.

    № 54-ФЗ, а также утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 г. № 133н  Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, срок, который устанавливается на исполнение государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае устанавливается непосредственно руководителем или заместителем руководителя налогового органа, но вместе с тем устанавливаемый срок не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

    Согласно официальной позиции Федеральной налоговой службы РФ, которая отражена в Письме от 12.09.2012 г. № АС-4-2/15195, текущими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях, а также у индивидуальных предпринимателей не ограничивается и данные проверки не относятся к выездным налоговым проверкам, в связи чем требования п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ на них не распространяются.

    Также необходимо отметить, что период, который Федеральная налоговая служба вправе проверять в ходе вышеупомянутых мероприятий, действующими нормативными правовыми актами не ограничивается. Однако, в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ период для указанных проверок не может превышать 3 года, предшествующих году, в котором было вынесено решение об осуществлении проверки, но, вместе с тем, как было разъяснено в Федеральной налоговой службе России, это требование не распространяется на проверку полноты учета выручки. Следовательно, инспектора Федеральной налоговой службы могут осуществить проверку любого периода. Однако привлечь к ответственности за нарушения, которые будут выявлены при указанной проверке, достаточно проблематично, и зачастую представляется не всегда возможным в связи со следующими обстоятельствами.

    Нарушение порядка осуществления кассовых операций и порядка работы с денежными средствами является административным правонарушением в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях РФ. В соответствии с ст. 15.1 КоАП РФ устанавливается штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. для предпринимателей (согласно ст. 2.4 КоАП РФ предприниматели приравнены к должностным лицам) и от 40 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц, за накопление сверх установленных лимитов в кассе наличных денег. Непосредственно ст. 4.5 КоАП РФ устанавливаются сроки давности привлечения к административной ответственности за совершения упомянутых правонарушений. Вместе с тем к нарушениям законодательства о налогах и сборах несоблюдение кассовой дисциплины не относится, учитывая данное обстоятельство срок давности привлечения к административной ответственности согласно ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Следовательно, если инспектором будет установлено превышение лимита остатка при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств, которое было допущено более двух месяцев назад, то согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ за такое правонарушение штраф по ст. 15.1 КоАП РФ на предпринимателя или организацию не может быть наложен в связи с истечением срока давности.

    По поводу нарушений, допускаемых сотрудниками налоговой инспекции при проведении проверок кассовой дисциплины, Санкт-Петербургский городской суд в своем определении от 22.10.2012 N 33-14585/2012 отмечает, что процедуры проверки выдачи кассовых чеков сотрудниками налогового органа должны осуществляться в форме контроля, основанной на визуальном наблюдении, с применением или без применения способов аудио, видеофиксации фактов покупки и оплаты товаров клиентами. При проведении проверки данной проверки, о чем говорится в определении, сотрудник инспекции нарушил пределы своих полномочий: он лично осуществил покупку товара, о потом сам же выявил невыдачу товарно-кассового чека. По результатам проверки налогоплательщик обратился  прокурору, который вынес представление о незаконности действий инспектора. Как указано в представлении, мероприятие по контролю не является оперативно-розыскной мерой, но специалисты налогового органа при исполнении государственной функции могут взаимодействовать с органами внутренних дел РФ для осуществления своих функций. Визуальное наблюдение сотрудником налогового органа за покупкой и оплатой товара покупателем не включает  участие инспектора в этих действиях.

    Резюме

    В настоящие время Федеральная налоговая служба осуществляет функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями.

    Предметом данных проверок является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями, требований к ККТ, а также условий и порядка ее регистрации и применения.

    Срок, который отводится на исполнение конкретных мероприятий подразделениям Федеральной налоговой службы в отношении проверяемого объекта в каждом определенном случае устанавливается непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем, при этом такой срок не может быть больше 20 рабочих дней со дня предъявления налогоплательщику поручения на исполнение данных мероприятий.

    Период, который налоговая инспекция вправе проверять в ходе  проверки, действующими нормативными правовыми актами не ограничивается, но вместе с тем такой период не может превышать три года.

    Действующее законодательство указывает на то, что данные проверки учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не отнесены к выездным налоговым проверкам, а указанные нарушения не относятся к нарушениям о налогах и сборах, поэтому при выявлении нарушения кассовой дисциплины налогоплательщик привлекается к административной ответственности.

    Также следует помнить, что срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, соответственно, если сотрудники налоговой инспекции выявили нарушения кассовой дисциплины, которые были совершены более 2-х месяцев назад, и при этом настаивают на взыскание штрафа, указанные действия должностных лиц являются неправомерными и в постановлении о привлечении к административной ответственности проверяемому необходимо указывать о своем несогласии ввиду истечения срока давности.

    Следует помнить, если сотрудником налоговой инспекции проводится проверка кассовой дисциплины и при этом инспектор сам же является покупателем товара, а потом привлекает к ответственности за невыдачу товарного чека, указанные действия инспектора подпадают под превышение должностных полномочий, в этом случае налогоплательщику за защитой своих прав необходимо обратиться в прокуратуру.

    Остались вопросы? Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!