Отказ от исполнения государственного контракта

Вправе ли сторона отказаться от выполнения встречного обязательства, если она пострадала от действий недобросовестного контрагента. Является ли приостановление выполнения своих обязательств отказом от исполнения государственного контракта? Государственным (муниципальным) заказчиком пункта об одностороннем расторжении договора в контракт не включен.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс РФ, часть I и II.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
  • Федеральный закон от 07.06.2013 № 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 04.02.2008 № Д04-252.
  • "Обзор практики рассмотрения споров по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", одобренный президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа 25.12.2009.
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 г. № 9382/11 по делу № А56-43217/2010.
  • Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный или муниципальный контракт это договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Существенные условия – предмет, стоимость, порядок оплаты и пр. должны определяться в государственном контракте. Указанный нормативно-правовой акт является на сегодняшний день основным в сфере регулирования отношений, связанных с исполнением государственных и муниципальных контрактов. А статьей 527 Гражданского кодекса РФ указывается, что основанием для заключения государственного или муниципального контракта является заказ на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещенный в порядке, предусмотренном законодательством о размещении госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Что касается вопроса о расторжении госконтракта, то ранее это допускалось исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Здесь следует сделать отсылку на общие гражданско-правовые нормы, в соответствии с которыми по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса РФ).

    К сожалению, из поставленного вопроса не следует однозначно, какие конкретно были произведены недобросовестные действия, в связи, с чем будем исходить из общих принципов законодательства.

    До недавнего времени как законодатель, так и соответствующие министерства и ведомства жестко стояли на той позиции, что односторонний отказ от исполнения государственного и муниципального контракта невозможен (Письмо Минэкономразвития РФ от 04.02.2008 № Д04-252). Действия заказчика, предусмотревшего в проекте контракта условия о возможности одностороннего отказа, ранее квалифицировались благодаря такому подходу по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекли штрафные санкции. А в случае обращения в суд арбитраж, как правило, в этой ситуации признавал недействительной одностороннюю сделку по расторжению государственного контракта ("Обзор практики рассмотрения споров по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Одобрен президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа 25.12.2009).

    Самим непримиримым противником возможности одностороннего отказа была Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль в сфере размещения государственных заказов. ФАС считает нарушением законодательства не только односторонний отказ от исполнения контракта, но и даже включение в проект контракта условий, предусматривающих право заказчика на такой отказ.

    Да и в теоретической юридической литературе мнение о недопустимости одностороннего отказа от исполнения государственного контракта являлось превалирующим.

    Актуальность вопроса о возможности одностороннего отказа от исполнения государственного и муниципального контракта связана в первую очередь с вопросами бюджетного финансирования и вызывала обширные дебаты, как на законодательном уровне, как и на уровне формирования арбитражной практики.

    Однако такое положение вещей, безусловно, нарушало целостность общего гражданско-правового подхода к договорным отношениям и ущемляло права сторон в государственном заказе.

    Вследствие этого 07.06. 2013 г. вступили в силу поправки к вышеуказанному закону № 94-ФЗ, в соответствии с которыми, в частности, на сегодняшний день расторгнуть контракт можно не только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (как это было установлено ранее), но и вследствие одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения, если это предусмотрено в государственном контракте (Федеральный закон от 07.06.2013 № 114-ФЗ).

    Не остались в стороне от решения этого вопроса и арбитры и 25 октября 2011 г. Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимается Постановление № 9382/11 по делу № А56-43217/2010, в котором однозначно был решен вопрос о возможности одностороннего отказа от исполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам. В этом судьбоносном Постановлении высшая судебная арбитражная инстанция признала допустимым односторонний отказ от исполнения контрактов, обосновывая это тем, что специальный закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Этот аспект, по мнению арбитров, регулируется общими нормами гражданского законодательства. Высшая арбитражная инстанция ограничила сферу действия специального закона только действиями по подысканию потенциальных контрагентов.

    Исходя из анализа действующих норм в настоящее время расторжение государственного контракта в одностороннем порядке возможно в случае, если соответствующее право заказчика и (или) поставщика (исполнителя) предусмотрено условиями контракта. Исключение из данного правила касается заказчика, который обязан расторгнуть государственный контракт, когда обнаружится, что поставщик не соответствует требованиям, предъявленным к участникам размещения заказа при проведении торгов, или им была предоставлена недостоверная информация о своем соответствии названным требованиям.

    Процедура расторжения контракта запускается, когда одна из сторон принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем в обязательном порядке должна быть уведомлена другая сторона. Через установленный срок после надлежащего уведомления решение вступает в силу, и контракт считается расторгнутым.

    Итак, общий вывод, следующий из всего вышесказанного: в настоящее время и заказчик, и поставщик (исполнитель) государственного контракта вправе заявить о расторжении договора в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Главное условие - контрактом должна быть предусмотрена такая возможность. Следовательно, в случае отсутствия в условиях государственного контракта такого права, односторонний отказ от исполнения контракта может быть расценен как нарушение условий контракта.

    Что касается приостановления выполнения своих обязательств, то на этот вопрос сложно дать однозначный ответ, т.к. необходимо представлять содержание самого контракта. В определенных ситуациях приостановление исполнения может повлечь значительные убытки для стороны заказчика (т.е. государственного или муниципального органа), а необходимость приостановления может быть расценена в этой ситуации судом, как злоупотребление своим правом и в такой ситуации подрядчик (исполнитель) будет привлечен судом к возмещению убытков, причиненных приостановлением исполнения обязательств.

    Резюме

    Говоря о государственном или муниципальном контракте, подразумевается договор, где заказчик выступает от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

    Основной нормативно-правовой акт, регулирующий на сегодняшний день взаимоотношения по исполнению обязательств государственного контракта - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

    Ранее действовавшая редакция закона предусматривала, что расторжение государственного контракта возможно только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    В связи с внесением изменений в указанный закон, список оснований для расторжения контракта расширен за счет возможности одностороннего отказа одной из сторон контракта от его исполнения. В настоящее время и заказчик, и поставщик (исполнитель) вправе заявить о расторжении договора в одностороннем порядке, если это положение закреплено в государственном контракте.

    Это положение поддержал и Высший арбитражный суд, указав, что односторонний отказ от исполнения государственного контракта возможен, т.к. вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд регулируются общими нормами гражданского законодательства, а не специальным законом. Главное, чтобы условие об одностороннем отказе имело место в контракте.

    В связи с вышеизложенным, считаем, что односторонний отказ от исполнения государственного контракта, в случае, когда такая возможность не закреплена в его тексте, может быть расценен арбитражным судом как нарушение обязательств, повлекшее убытки. В любом случае, последнее слово в такой ситуации останется за судом, который будет исследовать все обстоятельства и материалы дела.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!