Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.
Отношения, возникающие в процессе производства, распространения и размещения рекламы, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).
Согласно ФЗ «О рекламе» рекламой является распространяемая в любой форме информация, содержащая сведения о юридических или физических лиц, либо об идеях, товарах и начинаниях. Также реклама обязана соответствовать ряду условий. Так реклама должна поддерживать или формировать интерес к юридическим или физическим лицам, а также идеям, начинаниям и товарам, способствовать реализации идей, начинаний и товаров, а также предназначаться для неопределенного круга лиц.
Вместе с тем определение рекламы, приводимое в ФЗ «О рекламе», не дает четкого определения рекламы, в связи с чем, не всегда можно однозначно установить рекламный характер информации.
Так, например, следуя буквальному толкованию определения, следует, что рекламой не является распространение информации об услугах или работах, поскольку в определении говорится только о товарах. Вместе с тем, согласно ст. 1 ФЗ «О рекламе» понятие товара включает в себя работы и услуги.
Также, не любые распространяемые сведения об индивидуальном предпринимателе или организации признаются рекламой. Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.98 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» не признаются рекламой сведения, распространение которых по содержанию и форме является для юридического лица обязательным на основании обычая делового оборота или закона. Это относится к наименованию организации и иной обязательной информации, которая указывается на вывеске. Также неважно, каким образом данная информация будет представлена.
Вместе с тем следует отличать рекламу и предложение заключить договор (оферта). Оферта должна обязательно содержать все существенные условия договора (ст. 435 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), обычно оферта адресована одному или нескольким конкретным лицам. Следует учесть, что исключением является публичная оферта, которая заключается в предложении заключить договор на указанных в ней условиях с любым желающим.
Таким образом, реклама не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора и адресована неопределенному кругу лиц. В связи с этим реклама является приглашение для лиц, ознакомившихся с ней, обращаться к рекламодателю с предложениями об оказании услуг, продаже товара или выполнении работ. Вышерассмотренное обстоятельство указывается в п. 1 ст. 437 ГК РФ.
Статьей 20 ФЗ «О рекламе» установлена возможность размещения рекламной информации на транспортных средствах.
Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками или иными владельцами транспортных средств. Основные требования к такой рекламе указаны в инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах (приложении к приказу МВД России от 07.07.98 г. № 410). Так, положением инструкции установлен запрет на отведение под рекламу более чем 50% окрашенной поверхности кузова автобуса или автомобиля.
При отнесении расходов на рекламу, связанных с размещением на автотранспортных средствах, для целей исчисления налога на прибыль необходимо учитывать, что в перечне расходов, которые уменьшают налоговую базу без каких-либо ограничений, включены расходы на световую или иную наружную рекламу. В связи с тем, что понятие «наружная реклама» главой 25 НК РФ не определяется, следует исходить из толкования, содержащегося в иных нормативных правовых актах. Так в соответствии с ст. 19 ФЗ «О рекламе» следует, что к наружной рекламе относится только та информация, которая размещена непосредственно на стационарных носителях.
Таким образом, расходы связанные с размещением рекламы на транспортных средствах для целей главы 25 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) включаются в состав нормируемых. Аналогично принимаются расходы связанные с размещением рекламы на собственных автомобилях организации. В последнем случае организации необходимо обеспечить раздельный учет затрат, связанных с нанесением рекламной информации на кузов автомобиля.
Согласно НК РФ налог на рекламу относится к местным налогам. Плательщики налога на рекламу являются физические и юридические лица, рекламирующие продукцию.
На федеральном уровне момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на рекламу не установлен.
В соответствии с постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.03.99 г. по делу № А56-17776/98 при исчислении налога на рекламу следует учитывать только фактически понесенные расходы независимо от их оплаты.
В случаях, когда органами местного самоуправления устанавливается централизованный порядок уплаты налога, налог оплачивается не организацией, которая размещает рекламу, а рекламораспространителем. В этом случае рекламодатель рассчитывает сумму причитающегося к уплате в бюджет налога самостоятельно. Рекламное агентство или иной распространитель рекламы перечисляет налог за рекламодателя. В результате рекламораспространитель не является ни налоговым агентом, ни сборщиком налогов. Указанное обстоятельство соответствует ст.ст. 45, 52 НК РФ. Ввиду вышеизложенного следует, что в случае не поступления суммы налога в бюджет или поступление его не в полном объеме - ответственность несет рекламодатель.
Резюме
Не все сведения, распространяемые об организации или индивидуальном предпринимателе, являются рекламой.
В случаях размещения рекламы на транспортных средствах. Когда организации бесплатно распространяют наклейки, стикеры и т.п. со своим фирменным логотипом и др., при этом поощряя размещение такой рекламы на автомобиле, предоставлением скидки на свою продукцию и др., в такой ситуации затраты на изготовление и распространение стикеров будут относиться к рекламным расходам. Также расходами на рекламу необходимо считать и затраты, которые несет организация для того, чтобы стимулировать размещение информации на автотранспортных средствах.
В случаях установления централизованного порядка уплаты налога, ответственность по уплате налогов несет рекламодатель.
Также следует помнить, что штрафы за размещение рекламы на авто транспортных средства устанавливается ст. 14.38 КоАП РФ в соответствии с которой штраф накладывается в следующих случаях:
- автомобиль был переоборудован для распространения рекламы и полностью или частично утратил свое функциональное предназначение;
- кузов автомобиля подвергся переоборудованию и придан вид определенного товара;
- на автомобиле помещена реклама, которая затрудняет обзор лицу управляющему автомобилем и другим участникам дорожного движения;
- на автомобиле помещена реклама, создающая угрозу безопасности дорожного движения;
- автомобиль используется в целях распространения звуковой рекламы.
Остались вопросы? Позвонив сейчас, Вы можете получить ответ на свой вопрос!